Маркировка молочной продукции

Промышленные маркираторы, граверы - оптовые и розничные поставки

Маркировка молочных и кисломолочных продуктов подразумевает нанесение на готовый товар специального уникального идентификатора – квадратного штрих-кода Data Matrix. 2D-код считывается при помощи специального приложения, где можно посмотреть полную информацию о выбранном продукте. Данная мера была инициирована с целью исключения из оборота контрафакта, а также для предоставления конечному потребителю качественной молочной продукции, которая соответствует всем нормам. Оператором кампании по присвоению уникальных идентификаторов является государственно-частный Центр развития перспективных технологий, который реализует проект единой национальной системы маркировки «Честный знак».


Этапы введения маркировки

«Пилотная» работа по идентификации готовой продукции стартовала еще в 2018 году. Соответствующее Распоряжение было подписано Дмитрием Медведевым в конце апреля 2018 г (№792-р). При поддержке ЦРПТ была создана программа по препятствованию незаконного оборота товаров и исключению проникновения на рынок подделок и продукции ненадлежащего качества, которая подразумевала использование специальных уникальных знаков.

Первыми участниками процесса стали табачные компании. Во время «пилота» по маркировке в январе 2018 года на пачки с готовыми табачными изделиями стал наноситься специально сгенерированный двумерный код Data Matrix. При его считывании производитель, импортер, реализатор, контролирующий орган или потребитель могут узнать подробную информацию об изделии и отслеживать его движение от производства или импорта до вывода из оборота.

В дальнейшем идея применения идентификаторов распространилась и на другие изделия, в том числе и молочную продукцию. В изначальном Распоряжении №792-р от 2018 года этих товаров нет. Они были добавлены на основании соответствующих изменений, регламентированных Распоряжением №1533-р от июля 2019. При этом, в июне этого же года (то есть примерно через месяц) Правительством РФ было принято Постановление №836 о начале эксперимента по использованию средств идентификации для готовой продукции этой отрасли. Сроки его проведения предполагали период с 15.07.2019 по 29.02.2020. Однако,  28 февраля 2020 года председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным было подписано Постановление №215, согласно которому вступают в силу правки к документу №836. Изменения касаются сроков эксперимента, который был продлен до 31 марта 2020 года.


В новой редакции Постановления №792-р в предлагаемом Перечне товаров указываются сроки введения обязательной маркировки. Для молочной продукции это 01.06.2020. Они были утверждены Распоряжением №2647-р от ноября 2019. В этом же документе говорится, что с 01 декабря 2020 года оборот и вывод из оборота молочной продукции без специальных кодов будет запрещен.

Продукция, которая подлежит маркировке

Основные организационные моменты, применимые для проведения эксперимента, указанного в Постановлении №836, указаны в соответствующих Методических рекомендациях. В этом же документе указан перечень видов молочных товаров, которые требуют обязательного нанесения знаков идентификации. Этот же перечень представлен в Положении №836 и Распоряжении №1533-р. Коды молочных продуктов указаны в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС:

  • 0401 – обычные молоко и сливки без добавления сахаров и подсластителей;
  • 0402 – сгущенные молоко и сливки, в том числе и с добавлением подсластителей;
  • 0403 – кисломолочная продукция с использованием сахаров, ароматизаторов и других добавок (кефиры, йогурты и пр.);
  • 0404 – сыворотка и другие производные компонентов молока;
  • 0405 – масло и жиры, полученные из молока и сливок;
  • 0406 – твердые и мягкие сыры, и творог;
  • 2105 00 – замороженный молочный десерт (мороженное);
  • 2202 99 (910 0, 950 0, 990 0) – различные напитки, приготовленные на основании молочных продуктов и жиров.


Также, в Методических рекомендациях указываются характеристики товаров, на которые не распространяется требование обязательной маркировки:

  • продукты, находящиеся на временном хранении;
  • товары, предназначенные для транзита или экспорта в пределах территории ЕАЭС и в других стран;
  • образцы, которые используются для выполнения технических и нормативных испытаний;
  • товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговки (duty free);
  • конфискованные изделия и пр.

Основные нюансы обязательной маркировки

Для выполнения идентификации молочных товаров первоначально необходимо наладить взаимодействие с системой «Честный знак». Именно здесь проходит генерация индивидуальных двумерных штрих-кодов и дальнейший их мониторинг. Для начала работы предусмотрен следующий алгоритм:

  1. Получение усиленной квалифицированной электронной подписи (допускается использовать действующую, если она есть).
  2. Зарегистрировать в системе «Честный знак».
  3. Заполнить данные о маркируемом товаре.
  4. Направить запрос на получение кодов (их стоимость составляет 50 коп. без НДС).
  5. Нанести идентификаторы на товары.
  6. Использовать продукцию для реализации.

Для работы в новых условиях участнику производства и реализации молочной продукции потребуется следующее оборудование:

  • персональный компьютер или другое устройство для ведения электронного документооборота;
  • маркиратор;
  • сканер штрих-кодов;
  • онлайн-касса с соответствующим ПО для работы с Data Matrix.

Способы маркировки

Уникальная маркировка готовой молочной продукции должна выполняться для каждой единицы товара. Она может быть нанесена на этикетку или упаковку (тару). Процедура производится в соответствии с санитарными требованиями и техникой безопасности, применимой для данной категории товаров. Для этого могут быть использованы стационарные или интегрируемые в производственную линию маркираторы, которые допускаются к работе с пищевыми продуктами. В зависимости от имеющегося условий производства для маркировки может применяться следующее оборудование:

  • лазерные маркираторы;
  • каплеструйные принтеры;
  • термоструйные маркираторы;
  • крупносимвольные принтеры;
  • принтер-аппликаторы этикеток.


Маркираторы подбираются на основании общих потребностей к производительности, вида маркируемой поверхности (упаковки или этикетки), условий окружающей среды (рабочие температур, влажность и пр.) и других требований, актуальных для конкретного предприятия.